Посмотреть или скачать
утвержденное Положение можно по ссылке:
/о режиме занятий.docx
«Принято» решением педагогического совета ГБОУ НАО «СШ п. Хорей Вер»
Протокол №
|
«Утверждено» Приказом директора ГБОУ НАО «СШ п. Хорей-Вер»
№ Директор школы: _________ /Ледков Е.В./
|
ПОЛОЖЕНИЕ
о режиме занятий обучающихся
в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении
Ненецкого автономного округа
«Средняя школа п. Хорей-Вер»
1.
Общие положения.
1.1.Настоящее Положение о режиме занятий обучающихся (далее Положение) ГБОУ НАО «СШ п. Хорей-Вер» разработанона основе следующих документов:
- Конвенции ООН о правах ребёнка, Декларации прав ребенка;
- Конституции РФ от 12.12.1993 г.;
- Федерального закона Российской Федерации № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно – гигиенических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.1178-10;
- Устава ГБОУ НАО «СШ п. Хорей-Вер».
1.2.Настоящее Положение принимается на педагогическом совете ОУ, утверждается приказом директора.
1.3.Настоящее Положение устанавливает режим занятий обучающихся. Режим занятий обучающихся действует в течение учебного года. Временное изменение режима занятий возможно только на основании приказа директора школы.
2.
Регламентирование образовательного процесса на учебный год.
Организацию образовательного процесса осуществляют администрация школы, учителя, педагоги и специалисты в соответствии с перечнем обязанностей, установленных «Должностной инструкцией».
2.1.Учебный год в ОУ начинается, как правило, 1 сентября. Если 1 сентября приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый за ним рабочий день.
2.2.Продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 недели, во 2-11 классах – не менее 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации.
2.3.Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул: учебный год делится на четыре четверти, чередующиеся с каникулами.
2.4.Продолжительность каникул в течение учебного года — не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся первого класса в течение учебного года устанавливаются дополнительные недельные каникулы в феврале месяце (7 календарных дней).
2.5.Режим образовательного процесса на год регламентируется Годовым календарным учебным графиком, составляемым самим образовательным учреждением до начала нового учебного года и утверждаемым директором.
3.
Регламентирование образовательного процесса на неделю
3.1.Продолжительность учебной рабочей недели:
- 5-ти дневная рабочая неделя в 1 классе;
-
6-ти дневная рабочая неделя во 2-11 классах.
- Величина недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемая через урочную и внеурочную деятельность, определяется в соответствии с таблицей:
Классы |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
1 |
21 |
2 — 4 |
26 |
5 |
32 |
6 |
33 |
7 |
35 |
8 — 9 |
36 |
10 — 11 |
36 |
- Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели.
- Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающимся устанавливается облегченный учебный день в пятницу или субботу.
3.5. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов согласно приложения 3
СанПиН 2.4.2.2821-10.
Шкала трудности предметов для 1 — 4 классов
Общеобразовательные предметы |
Количество баллов |
Математика |
8 |
Русский (национальный, иностранный язык) |
7 |
Природоведение, информатика |
6 |
Русская (национальная) литература |
5 |
История (4 классов) |
4 |
Рисование и музыка |
3 |
Труд |
2 |
Физическая культура |
1 |
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5 — 9 классах
Общеобразовательные предметы |
Количество баллов (ранг трудности) |
||||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
|
Химия |
— |
— |
13 |
10 |
12 |
Геометрия |
— |
— |
12 |
10 |
8 |
Физика |
— |
— |
8 |
9 |
13 |
Алгебра |
— |
— |
10 |
9 |
7 |
Экономика |
— |
— |
— |
— |
11 |
Черчение |
— |
— |
— |
5 |
4 |
МХК |
— |
— |
8 |
5 |
5 |
Биология |
10 |
8 |
7 |
7 |
7 |
Математика |
10 |
13 |
— |
— |
— |
Иностранный язык |
9 |
11 |
10 |
8 |
9 |
Русский язык |
8 |
12 |
11 |
7 |
6 |
Краеведение |
7 |
9 |
5 |
5 |
— |
Природоведение |
7 |
8 |
— |
— |
— |
География |
— |
7 |
6 |
6 |
5 |
Граждановедение |
6 |
9 |
9 |
5 |
— |
История |
5 |
8 |
6 |
8 |
10 |
Ритмика |
4 |
4 |
— |
— |
— |
Труд |
4 |
3 |
2 |
1 |
4 |
Литература |
4 |
6 |
4 |
4 |
7 |
ИЗО |
3 |
3 |
1 |
3 |
— |
Физическая культура |
3 |
4 |
2 |
2 |
2 |
Экология |
3 |
3 |
3 |
6 |
1 |
Музыка |
2 |
1 |
1 |
1 |
— |
Информатика |
4 |
10 |
4 |
7 |
7 |
ОБЖ |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10 — 11 классах
Общеобразовательные |
Количество |
Общеобразовательные |
Количество |
Физика |
12 |
Информатика, |
6 |
Геометрия, химия |
11 |
История, |
5 |
Алгебра |
10 |
Астрономия |
4 |
Русский язык |
9 |
География, Экология |
3 |
Литература, |
8 |
ОБЖ, Краеведение |
2 |
Биология |
7 |
Физическая культура |
1 |
- При составлении расписания уроков учитывается необходимость чередования различных по сложности предметов в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередуются с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередуются с гуманитарными предметами.
Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы проводятся на 2 уроке; 2 — 4 классов — 2 — 3 уроках; для обучающихся 5 — 11-х классов — на 2 — 4 уроках.
- Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся предусмотрено учебным планом 3 урока физической культуры в неделю в 1-11 классах. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
4.
Регламентирование образовательного процесса на день.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных (элективных) занятий. Факультативные занятия планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
4.1.Начало занятий в 9.00
- Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 1-х классов — не более 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 — 4 классов – не более 5 уроков;
- для обучающихся 5 — 6 классов – не более 6 уроков;
-
для обучающихся 7 — 11 классов – не более 7 уроков.
- В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
4.4.В течение учебного дня не предусмотрено проведение более одной контрольной работы.
4.5.Продолжительность перемен между уроками установлена в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к условиям обучения в общественных учреждениях», п.10.12.: 30 минут большая перемена после второго урока в 1-4 классах и после третьего урока в 5-11 классах для приёма горячих завтраков и активного отдыха, остальные перемены по 10 минут.
4.6.Изменения в расписание (перестановку уроков, замену уроков по договоренности между учителями, снятие уроков и т.д.) разрешается вносить только в случае крайней необходимости (по согласованию с директором или заместителем директора по УВР).
4.7.Категорически запрещается удаление учащихся из класса, моральное или физическое воздействие на учащихся.
4.8.Классные руководители во время перемен дежурят и обеспечивают дисциплину учеников, а также несут ответственность за поведение детей на всех переменах.
4.9.Учащимся разрешено уходить с уроков только после оповещения классного руководителя или администрации школы (по уважительным причинам), которые обязаны поставить в известность родителей о причинах ухода учащегося с уроков или вызвать родителей для сопровождения учащегося.
5.
Регламентирование образовательного процесса во время уроков.
- Уроки начинаются и заканчиваются по звонку (учащиеся и учителя должны находиться в классе). Во избежание опоздания на урок за 2 минуты до окончания перемены, ответственным за подачу звонка подаётся предупредительный кратковременный звонок.
- Продолжительность урока:
5.2.1. В 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения:
- в сентябре-октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый;
- в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый;
- январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый.
5.2.2. Во 2- 11 классах – 40 минут.
5.2.3. В классах-комплектах в начальной школе, если такие организуются из-за малой наполняемости, продолжительность урока устанавливается 40 минутам; для предупреждения утомления обучающихся (кроме уроков физической культуры) 4 и 5 уроки сокращаются на 5 минут. Количество учащихся в классе-комплекте устанавливается в соответствии с таблицей 4
СанПиН 2.4.2.2821-10:
Наполняемость классов-комплектов
Классы, объединяемые |
Количество обучающихся |
1 + 3 |
8 — 10 |
1 + 2 |
8 — 10 |
1 + 4 |
8 — 10 |
2 + 3 |
10 — 12 |
2 + 4 |
10 — 15 |
3 + 4 |
10 — 15 |
- Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 — 80%.
- Контрольные работы рекомендуется учителям проводить на 2 — 4 уроках.
- Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.):
- в 1 — 4 классах не должна превышать 7 — 10 минут;
-
в 5 — 11 классах — 10 — 15 минут.
- Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 — 35 см у обучающихся 1 — 4 классов и не менее 30 — 45 см — у обучающихся 5 — 11 классов.
- Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5 СанПиН 2.4.2.2821-10:
Продолжительность непрерывного применения технических
средств обучения на уроках
Классы
|
Непрерывная длительность (мин.), не более |
|
||||
просмотр |
просмотр |
просмотр |
работа с
мониторе |
прослу- |
прослу- |
|
1 — 2 |
10 |
15 |
15 |
15 |
20 |
10 |
3 — 4 |
15 |
20 |
20 |
15 |
20 |
15 |
5 — 7 |
20 |
25 |
25 |
20 |
25 |
20 |
8 — 11 |
25 |
30 |
30 |
25 |
25 |
25 |
После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5 СанПиН 2.4.2.2821-10), а в конце урока — физические упражнения для профилактики общего утомления прилоение 4 СанПиН 2.4.2.2821-10).
5.4.В ОУ с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся проводятся на уроках физкультурные минутки и гимнастика для глаз.
5.5.Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%.
5.6.На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.
-
Регламентирование
работы групп продленного дня.
6.1. Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности обучающихся, посещающих группы продленного дня, необходима рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода в общеобразовательное учреждение, и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен образовательной программой), а после самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).
В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся II — III классов, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Отдых на свежем воздухе
После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого времени отводится на свежем воздухе. Целесообразно предусмотреть прогулки:
- до обеда, длительностью не менее 1 часа, после окончания учебных занятий в школе;
- перед самоподготовкой, в течение часа.
Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями. В зимнее время полезно организовать занятия лыжами 2 раза в неделю, катание на санках. В теплое время года рекомендуется организовать занятия легкой атлетикой, волейболом, баскетболом и другими спортивными играми на открытом воздухе..
Обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе или перенесшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой.
Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений.
В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения.
Местом для отдыха на свежем воздухе и проведение спортивного часа может быть пришкольный участок, площадки у маяка, на берегу моря.
- Кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.
- При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:
- приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;
- начинать самоподготовку в 15 — 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
- ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч, в 4 — 5 классах — 2 ч, в 6 — 8 классах — 2,5 ч, в 9 — 11 классах — до 3,5 ч;
- предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;
- предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;
- проводить «физкультурные минутки» длительностью 1 — 2 минуты;
-
предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).
- Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.
Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 — 2 классов, и не более полутора часов в день — для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1 — 3 классов и 1,5 — для обучающихся 4 — 8 классов.
Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: спортивный зал, библиотека, а также помещения дома культуры.
7. Режим проведения промежуточной аттестации и итогового контроля.
7.1.Промежуточная аттестация в переводных 2-4, 5-8, 10 классах и итоговый контроль в 9, 11 классах проводится в апреле-мае текущего года без прекращения образовательного процесса в соответствии Положением о промежуточной и текущей аттестации.
7.2.При проведении промежуточной аттестации не допускается проведение более одного контрольного мероприятия в день.
7.3.Для недопущения перегрузок учащихся до 1 апреля текущего учебного года заместителем директора по УВР составляется расписание проведения промежуточной аттестации и итогового контроля.
8. Режим работы в актированные дни.
5.4.Во избежание несчастных случаев, связанных с пребыванием учащихся на открытом воздухе при низких температурах воздуха считать актированным учебный день при скорости ветра равном 0 м/с и температуре воздуха:
- начальные классы – температура — 30 градусов;
- учащиеся 5-8 классов – при температуре — 35 градусов и ниже;
- учащиеся 9-11 классов – при температуре — 42 градуса и ниже;
- уроки физической культуры не проводятся при температуре ниже -18-21 градус в 1-4 классах, 21 — 23 градус в 5-11 классах.
8.2.В актированный день деятельность ОУ осуществляется в соответствии с утвержденным режимом работы, деятельность педагогических работников – в соответствии с установленной учебной нагрузкой, расписанием учебных занятий.
8.3.В период установления затяжных морозов администрация ОУ имеет право изменить режим работы (перенести начало занятий, сократить продолжительность уроков на 5-10 минут и др.).
8.4.Питание учащихся в актированные дни организуется в соответствии с расписанием.
8.5.Решение о возможности непосещения учащимся ОУ в актированный день принимают родители (законные представители).
8.6.В случае прихода учащегося в ОУ в актированный день учебные занятия посещаются им согласно расписанию.
8.7.В случае отсутствия обучающегося на учебных занятиях в актированный день, он самостоятельно выполняет задания, получая их от классного руководителя (учителя-предметника) в различной форме (по телефону, СМС-сообщения, электронной почте).
9. Занятость учащихся в период летнего отдыха и оздоровления.
9.1.Летняя кампания проводится с целью оздоровления учащихся ОУ, воспитания у них трудолюбия, любви к окружающей среде, формирования здорового образа жизни и обеспечения занятости детей в летнее время. В период проведения летней кампании в ОУ функционирует лагерь с неполным дневным пребыванием детей.
9.2.Организация воспитательного процесса в ОУ в летний период регламентируется приказом директора ОУ «Об организации летнего отдыха и оздоровления учащихся».
10. Делопроизводство.
Режим занятий учащихся ОУ регламентируется следующими документами:
10.1.Приказы директора ОУ:
- о режиме занятий учащихся ОУ на учебный год;
- о режиме работы в актированные дни;
- об организованном окончании четверти, учебного года;
- об организации работы ГПД;
- о проведении промежуточной аттестации;
- об организации летнего отдыха и оздоровления учащихся.
10.2.Годовой календарный учебный график.
10.3.Расписание уроков, кружков, элективных курсов.
10.4.Правила внутреннего трудового распорядка.
10.5.Правила поведения учащихся.
10.6.Положение о проведении промежуточной аттестации и текущего контроля.
10.7.Графики дежурств классных руководителей.
10.8.Должностные обязанности:
- учителей предметников;
- учителей дополнительного образования;
- классного руководителя.
10.9.Графики работы специалистов.